Обо мне Обо мне коротко :) Обо мне длинно :) Отзывы обо мне Контакты Онлайн-консультирование Мой канал на You Tube Мои ученики Мои увлечения Домик в деревне История моего массажа Старец Илий Оптина Пустынь Взгляд на социум Небесная Россия Соловьева переправа Мои молитвы Психотерапия и Ребефинг Телесная психотерапия Интегративная практика Скайп-консультирование О Ребёфинге в общем Индивидуальный ребефинг Групповой ребефинг Астропсихология Психология самопознания Психотерапия для психологов Диалектика и диалектическое сознание Переписка о самопознании Переписка о религии Казантипский Арт-форум О тантре Бинауральные ритмы Массажные техники Холистический массаж Суставный массаж Висцеральный массаж Баночный массаж Медовый массаж Апи-массаж Массаж Гуа-ша Вакуумная терапия Комбинированный массаж Массаж лица Рефлекторный массаж Крио-массаж Рэйки в массаже Массажеры Массаж и нервная система Массаж и женское здоровье Цены на услуги Обучение и йога Спонтанная йога Аудиокоррекция Суставная гимнастика Пранаяма Обучение массажу Программа обучения Обучение ребефингу Обучение рэйки Мои тренинги Переписка по йоге Музыка для йоги Пранаяма для беременных Дыхательная практика Молитвенная практика Медитация Тряски Холо-дыхание Разное Общий список услуг Скайп-консультирование Мой канал на You Tube Щелочная система Биоэнергетика Рефлексотерапия Меридианы Рэйки - теория Рэйки - практика Полезная информация Интернет-партнеры Компании БАД'ов Моя библиотека Оздоровление коленей Опросник Архив рассылок Щелочная система Предисловие Основные процессы в организме Закисление и шлакообразование Мужской и женский метаболизм Старение и шлакообразование Щелочные методики оздоровления Химия выведения шлаков Переписка по щелочному оздоровлению Скайп-консультирование Щелочная детоксикация Фильм РЕН-ТВ о соде О лечение заболеваний Лечение рака содой Щелочная ванна Важные смежные темы по Щелочной Системе Основа щелочного оздоровления. C чего начинать.
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
 

 Интегративная практика предназначена для людей, у кого нет потребности в психотерапии, но есть потребность в углубленном самопознании и саморазвитии.

В настоящее время тема самопознания и саморазвития чрезвычайно модна и популярна. В сети имеется огромное количество предложений по этой части, но в основном это либо какие-то сомнительные онлайн тренинги, какие-то не менее сомнительные видео-курсы, которые люди покупают порой буквально как "кота в мешке". Кроме того очень популярны различные вебинары, а так же многочисленные семинары по этой тематике.

Так вот, интегративная практика, о которой будет рассказано на этой странице, предназначена для людей, кто в эти игры уже наигрался, и уже дошел до понимания, что никакими вебинарами, видео-курсами, онлайн-тренингами подлинного понимания себя и своего Пути никогда не найти. 

На самом деле - так было всегда, во все времена, но уровень общего образования и эрудиции сейчас настолько низок, что люди этого просто не знают, и потому легко увлекаются такими играми.


Подлинное самопознание, подлинное движение вглубь, подлинное обретение Души, обретение Пути - всегда были возможны только в ЖИВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Передача подлиннго Знания, подлинного Постижения возможна только вживую, из уст в уста, от сердца к сердцу.

Любая психотерапия по определению является неким лечебным, терапевтическим процессом. То есть, она отталкивается от необходимости решения каких-то проблем, подпадающих под определение "надо лечить". 

Соответственно, если таковых у человека нет, и он вполне себе психически здоров, то никакая терапия ему, в общем-то, и не нужна. И человека скорее интересует более углубленное и может быть даже более интенсивное самопознание, саморазвитие, саморасширение. 

То есть у человека наличествует потребность не в терапии, а в более глубоком и тонком понимании себя, своего сознания и подсознания, своего тела, своей энергетики и своего внутреннего мира.

Так вот, очень многие техники, имеющиеся в психотерапии, прекрасно работают и вне какого бы то ни было лечебного, терапевтического процесса, а просто как техники самопознания и саморазвития.

 

        Интегративная практика - это не столь самоочевидная вещь, как, допустим, массаж и психотерапия, поэтому даже рассказ о ней требует некоего "интегративного подхода":) 
        И потому, рассказ об интегративной практике начну с метафор и аналогий:)

        Когда мы идем в бассейн, в спортивную школу, в фитнесс-клуб, на йогу или в школу восточных единоборств, мы идем туда не для лечения, а просто потому, что тело просит, просто потому, что нам туда хочется, потому, что это нам интересно.
        
Хотя при этом никто не будет отрицать высокого лечебного, терапевтического эффекта всех этих техник и методик.
        Занимаясь оздоровительными техниками, укрепляющими наше здоровье, мы как раз-таки и снимаем необходимость какой-то терапии, какого-то лечения! 

        Другой наглядный пример - сауна или баня.

        Мы идем туда не потому, что тело уже коркой грязи покрылось:), а потому, что телу это очень нравится, потому, что тело после парилки легкое, чистое, дышащее, во всем теле разлита радость жизни (особенно когда парилочка - после хорошей нагрузки или спорта), нервная система - спокойна, на душе - светло...

        Ну и самый простой, повседневный пример - душ или ванна. Мы идем туда даже не обязательно, если мы сильно грязные и нуждаемся в помывке, а прежде всего потому, что это приятно, что телу это нравится.

        
Зачем ждать, когда тело засалится, запылится и загрязнится - можно просто ежедневно принимать душ и никакой грязи на теле просто не задержится дольше вечера текущего дня... 

        Все приведенные примеры относятся к физическому плану, и потому вполне для нас очевидны. Так вот, весьма и весьма наивно полагать, что в психическом плане всё обстоит иначе.

        Более чем наивно полагать, что грязь бывает только физическая.
        Более чем наивно полагать, что столь знакомые и часто употребимые нами понятия типа "психологическая среда", "атмосфера в коллективе" и т.п. - это только абстрактные метафоры...
        Наивно полагать, что с детства знакомые нам обороты типа "тяжесть на душе" или наоборот "легко на душе", "словно в грязь опустили" или "облегчил душу" - это тоже только абстрактные метафоры...

        Это не метафоры! Это реальность.

        Точно такая же реальность, как и физическая. 

        А следовательно процесс очищения (а если надо, и оздоровления) на этом, психическом, плане должен быть так же эффективно налажен, как и процесс очищения/оздоровления на плане физическом...
        
        Далее рассмотрим вопрос о развитии.

        В плане физического тела мы вполне видим свои слабости и недостатки, видим то, что у нас в норме, и видим то, что у нас в прекрасной форме. И если нам какой-то недостаток хочется исправить - скажем, мышцы спины, рук или ног слабые, выносливость слабая, дыхалка ни к черту, талия пропала, сутулость появилась - то мы в принципе знаем куда пойти, где можно этот недостаток исправлять. 
        Если мы сразу, "навскидку" не знаем куда пойти, то
 мы можем расспросить друзей-знакомых, покопаться в интернете и всё равно найти тех специалистов, которые занимаются такими проблемами.
        И вот мы идем к ним исправлять этот свой недостаток не потому, что мы больны и нам нужно лечение, а потому, что мы хотим улучшить то, что нам дано (или недодано) природой.

        Мы приходим к этому специалисту, и он предлагает нам какие-то упражнения, тренажеры, техники, методики и т.д., делая которые, мы развиваем в себе те свойства и способности, которые хотим развить.

        И мы делаем это не потому, что кто-то нас заставляет, а потому, что нам это интересно, у нас на это есть азарт, драйв...

        Саморазвитие и самосовершенствование интересны и привлекательны сами по себе, даже помимо той пользы, которую они дают для здоровья. Хотя польза эта тоже совершенно очевидна...
        
        Так вот точно такой же процесс саморазвития и самосовершенствования мы можем иметь и на внутреннем, психологическом плане!

        Любая жизненная коллизия, которую мы не проходим совершенно спокойно, ровно, гладко, с улыбкой - это свидетельство недостатка каких-то свойств и качеств нашей психики, нашей души... 

        Вот поругались с любимым человеком, и вместо радостной взаимности - целый день, а то и второй, и третий - отчуждение и насупленность...
        Чего не хватило в той конфликтной ситуации?
        Разбираем. Видим: не хватило, скажем, гибкости. Или твердости. Или прощения, быстроты соображения, интуиции...
        А чего было слишком много? Ага - раздражения, эмоциональной нестабильности, уязвленности, невозможности отстраниться, а может и банальной лени... 

        Вот конфликт в транспорте. Мелочь, но настроение на весь день в минусе...

        Вот на работе затирают, оттесняют, лишают того, что по уму и по праву вроде как должно достаться тебе...

        Вот который раз не получилось бросить курить, опять сорвался - закурил...

        Вот снова позвонил/написал "бывший"/"бывшая" и снова захлестнула волна былой обиды, боли, сожаления...

        Вот опять пришла полоса уныния и депрессии...уж в который раз за последний год...

        Вот сменилось начальство, работа перестала нравиться, а внутренних сил что-либо изменить почему-то нет...И вот который месяц так и тянется это мучилово...

         Вот возникло ощущение, что "остановился" на жизненном пути. Внешне жизнь вроде вполне себе стабильна и нормальна, а внутренне на всё это смотришь, и пустота...нет ощущения движения жизни, уж не говоря о развитии...

        А вот как снег на голову пришла совершенно феерическая, умопомрачительная страсть, накрыла влюбленность, закрутился сумашедший роман, а у меня ж, блин, семья, дети, статус, бизнес семейный... И чо тперь? Куда бечь? Чем жертвовать? Статусом-бизнесом или любовью???

        Ну и так далее, и тому подобное...

        Немало есть состояний и ситуаций которые повторяются с такой регулярностью, что мы уже где-то даже привыкаем считать это собой, хотя знаем, что это явный недостаток, от которого страдаем и мы сами, и наши близкие... 

        Мало того, ведь наши дети, если таковые есть, воспринимают этот недостаток как норму и впитывают его в себя, встраивают в структуру психики, становясь именно такими...

        И всё это в принципе не является предметом какой-то там терапии, каким-то отклонением от нормы (или по крайней мере от общепринятой нормы). Это не является "болезнью", которую надо прямо вот лечить - всё это есть просто ПРЕДМЕТ РАЗВИТИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

        Психическое развитие (в обиходе чаще называемое "духовное развитие", хотя это и не совсем терминологически точно) - это процесс не менее увлекательный и "драйвовый", чем спорт, фитнес, йога, восточные единоборства и т.д.

        Мало того, это психическое саморазвитие прекрасно дополняет физическое развитие, дополняет и обогащает его...

        Так вот весь мой психотерапевтический инструментарий прекрасно работает и в области саморазвития-самосовершенствования.

        И вот именно для этой цели я предлагаю особый вид психологической практики, который называю "интегративная практика", "интегративная работа", а в обиходе - просто "интегративка":)

        Термин "интеграция" в переводе означает "собирание", то есть это процесс возвращения утраченной целостности - возвращение всего того, что в результате нашей весьма однобокой системы воспитания/образования, а так же стрессов и потрясений жизни, оказалось подавленным, вытесненным, затормозившимся в развитии ...

ИНТЕГРАТИВНАЯ СЕССИЯ

        
        Интегративная сессия не может строиться по какой-то заранее определенной схеме.
        Тут невозможен какой-либо шаблон.
        Техники, в которых мы работаем во время интегративной сессии подбираются под тот конкретный материал, с которым мы работаем.

        Как в общем и целом выглядит такая сессия, показано на нижеприведённом видео.
        Видео называется "Сеанс телесно-ориентированной психотерапии", но схема сеанса интегративной практики точно такая же, просто прорабатываемый материал другой, запросы другие, но техники, инструментарий работы - тот же, что и в "телеске".

 


        Далее, я расскажу чуть подробнее о тех техниках, которые используются в интегративной работе.

        Как я уже сказал, техники, в которых мы работаем во время интегративной сессии подбираются под тот конкретный материал, с которым мы работаем, поэтому порядок, в котором я перечислю эти техники ни коим образом не связан с порядком использования этих техник в процессе интегративной сессии.


        И, разумеется, во время одной сессии совершенно не обязательно, что эти техники используются все до одной. Такое бывает, но крайне редко - разве что, когда человек приходит на двойной, шестичасовой сеанс...

 

Астропсихология

 

        Астропсихология, кроме всего того, что я сказал о ней на соответствующей страничке, это еще и дисциплина, являющаяся уникальным сплавом рациональности и интуитивности. 

        В астропсихологическом исследовании как нигде равновключены левое - рациональное - полушарие мозга и правое - иррациональное, интуитивное - полушарие.

        Любая проблема жизни, если она действительно серьезная, обязательно имеет корни в подсознании. И точно так же любое развитие, расширение, рост сознания - связаны с блоками и ограничениями, которые существуют у нас в подсознании. А подсознание - это уже сфера правого полушария

        Туда в чисто рациональном режиме идти бесполезно (что является в обиходе очень частым нашим заблуждением, например, когда мы смотрим со стороны на какую-то проблему другого человека, и нам ну всё так ясно, всё так просто...мы ему буквально на пальцах всё можем разложить, и он даже нас поймет, но...проблема не сдвинется ни на йоту...)

        Для действенной, эффективной работы с подсознанием нужен особый настрой ума, настрой сознания - в котором рациональный элемент был бы включен наряду с интуитивным, образным

        Включить человека в такой режим, помочь ему войти в сферу интуитивного, образного восприятия, расширить его сознание до включения правого полушария - задача не из легких, ибо привычка жить в левополушарном, рациональном режиме культивируется у нас с детства. 
         Мало того, на этом левополушарном состоянии сознания построен весь наш социум
         От качества функционарования нашего рационального левого полушария зависит в нашей внешней жизни практически всё: образование, карьера, общение, заработок, удовольствия, семья, дружеские связи и так далее. Ничего тут не поделаешь - так уж устроена наша жизнь в современном социуме.

        Но никакое подлинное внутреннее развитие невозможно без включения правого полушария, столь вытесненного из всей нашей жизни.

        И вот нам нужно его включить, активировать. И это - моя первая и основополагающая задача, как психотерапевта - когда дело касается психотерапии, и как партнера по интегративной работе - когда дело касается интегративной сессии. 

        И вот астропсихология в этом плане является незаменимым помощником.

        Мощный математический инструментарий, сложность графиков, системность подхода, очевидная объективность всего астрологического "базиса" (движение-то планет, слава Богу, факт объективный) дают левому полушарию достаточно оснований для включения в процесс самонаблюдения, а процесс интерпретации всех этих сложных математических расчетов, графиков и схем, включает интуицию, запускает процесс образного, метафорического мышления и восприятия.


Ребёфинг
 

        В данном случае наверное точнее это назвать "спонтанный ребёфинг", ибо человек входит (а порой буквально "влетает") в связное дыхание буквально, что называется, "с полоборота"...

        Скажем, приходит человек в сильнейшей травматической ситуации - он буквально серый на вид, глаза остекленевшие, движения механические, дыхание подавлено (как потом выяснится, это еще и предсуицидальное состояние-то)...
        Садимся, внимание на тело, погружаемся в ощущения, в пространство тела - а там такое напряжение, что дыхание само начинает учащаться, а порой даже идти "навзрыд", и я тут же, прямо по ходу процесса, кладу человека, даю соответствующие рекомендации как дышать, как двигаться, тут же включаю соответствующую музыку из какого-нибудь дыхательного сета, и мы имеем мощный процесс ребёфинга, не смотря на то, что человек, может, даже и слова-то "ребёфинг" еще ни разу не слышал...

        И ничего тут удивительного нет, ведь связное дыхание, лежащее в основе ребёфинга - это естественный феномен.
        Наше тело с детства знает это дыхание, и если бы мы сами себе не блокировали его своим "повзрослевшим умом", оно возникало бы у нас очень часто - в любой стрессовой ситуации...

        Интегративная работа с такими глубокими стрессами не связана, но тем не менее спонтанный ребефинг в процессе исследования и углубления во внутренние пространства возникает нередко, ибо связное дыхание очень способствует такому углублению.
        И тогда мы имеем дыхательный сет, длительностью 15-30-50 минут - когда как...
        После чего мы можем продолжить интегративную работу уже в других техниках...


        "Телесное дыхание"


        Это одна из техник пранаямы, суть которой в том, что мы направляем дыхание на какую-то проблемную зону в теле и словно бы "продышиваем" эту зону, "прокачиваем" через неё дыхание.

        Либо же мы дышим таким образом через всё тело сразу, когда работаем, скажем, техниками на основе визуализации - "холодинамика", "титрование" и т.д.


        Локализация-объективизация-визуализация


        Наиболее часто используемая методика в психотерапии, когда проблемные паттерны будь-то телесные, эмоциональные, ментальные и прочие сначала локализуются в теле, потом объективизируются по конкретным физическим параметрам (большое/маленькое, мягкое/твердое, острое/тупое, легкое/тяжелое, горячее/холодное и т.д.), и наконец визуализируются в виде каких-то конкретных образов. И затем с этими образами уже идет определенная работа по множеству различных алгоритмов, известных любому опытному психологу.
         
         В число техник на основе визуализации входят такие техники как "холодинамика" и "титрование".

        Принцип "холодинамики" состоит в том, что визуализируемый проблемный паттерн облекается в какой-то образ, и потом мы ищем во внутреннем пространстве какое-то место, которое точнее бы соответствовало этому образу.

        Скажем, боль в каком-то месте визуализируется в виде камня, булыжника. А потом мы с помощью интуиции в том же образном пространстве ищем такое место, где этот камень по идее должен быть. Например мы вдруг выясняем, что этот камень - с железнодерожной насыпи и там ему собственно, и место. Когда этот камень помещается точно на свое место, происходит перестройка нейронных связей мозга и дискомфорт из проблемной зоны уходит.

        Принцип техники "титрование" (точнее - один из принципов, ибо на самом деле в этой технике несколько вариантов работы) состоит в том, что, визуализировав проблемный паттерн, мы с помощью интуиции визуализируем то, что на этом месте должно быть. И потом, в синхронии с дыханием, переводим внимание то на проблемный образ, то на гармноничный образ, постепенно их соединяя, смешивая, короче, титруем как в химии.

        Другой вариант этой техники, когда мы, локализировав в теле проблемный паттерн, ищем в теле же наиболее комфортную, приятную, гармоничную зону/точку/место и потом "титруем" эти две зоны/точки - зону дискомфорта и зону комфорта...

        Все эти визуализацонные техники на первый взгляд выглядят несерьезно и для "сурьезного" естественнонаучного ума выглядят словно какая-то детская игра, игра воображения. 
        Но это только потому, что всё это правополушарные техники, а "естественнонаучный ум" - он же левополушарный.
        У такого ума обычно наблюдается чуть ли не атрофия правого полушария, и потому ему и трудно принять эти недискретные и нелинейные правополушарные техники за реальность.

        И в каком-то смысле он прав, этот "естественнонаучный ум" - действительно в обычной среде нашего повседневного сознания, в котором жестко доминирует левое, рациональное полушарие, эти техники не действуют. 

        Скажем, сидя в офисе среди повседневной рабочей суеты такую работу сделать невозможно. В этом случае, это вот как раз и будет просто игрой воображения. 

        Реально, телесно, эти техники действуют только тогда, когда включается правое полушарие мозга, когда удается его задействовать, активизировать, обеспечить его синхронизацию с левым - рациональным - полушарием.

        И вот это уже моя задача как профильного специалиста - суметь это сделать. Если это получается, то мы работаем в этих техниках, если не получается - используем другие, благо, что их есть у нас:) 

 

        Психопроекция
 

       Эта техника более известна (и весьма популярна ныне:)) под именем "Семейные расстановки по Хеллингеру", хотя на самом деле это гораздо более масштабный инструмент, нежели инструмент работы с семейно-родовым полем. 

         Сам Хеллингер "добыл" эту технику у бушменских шаманов в Южной Африке, когда был там в качестве христианского миссионера, то есть это реальная шаманская, магическая техника, а не какое-то там изобретение "европейских умников" с психфаков:)

        Хеллингер "заточил" эту технику под решение проблем рода (ибо в послевоенной Германии, переживавшей глубокий экзистенциальный кризис после поражения во Второй Мировой войне, эта тема была более чем актуальна). 

        На самом же деле, не только родственника или какого-то другого человека, но и вообще любой проблемный паттерн (ощущение, эмоцию, умственную установку, болезненный симптом, внутренний орган, часть тела и даже всё тело и т.д.) можно вывести наружу, спроецировать на одного из участников процесса.

        Когда мы работаем вдвоём с клиентом, обычно такую проекцию делаю я сам. То есть это получается своего рода "мини-расстановка", если говорить в терминах метода Хеллингера.

        Суть техники проста (но вместе с этим - с точки зрения левополушарного мировосприятия - и совершенно таинственна:)) - я предлагаю человеку представить, что проблемный паттерн, с которым мы работаем, находится вот тут, перед ним - прямо там, где нахожусь я.

        Человек концентрируется на этом паттерне, а я вживаюсь в то пространство, которое тут возникает, включаюсь в него в правополушарном режиме (который у меня всегда, просто по умолчанию, активен во время работы), ловлю все энергии, которые здесь возникают. В результате я могу обеспечить прямое общение человека с этим паттерном его бессознательного. И человек под моим руководством (ибо левополушарный режим у меня тоже включен) общается через меня, как проводника, ретранслятора.
        
        Бывает и другой вариант включения этой техники - когда проблемный паттерн (скажем, какой-то элемент бессознательного) сам спонтанно проецируется на меня. Когда я "ловлю" такую проекцию, то мы тут же переключаемся на работу в этой технике и начинаем такое вот своеобразное общение, взаимодействие человека с этим - пока даже еще неведомым нам - элементом его бессознательного. 

        В ходе этого общения, выясняется, собственно, СУТЬ того, что имеет место быть относительно данного паттерна.        
        А выяснив суть, можно найти и способы решения данного проблемного материала - поменять действующие установки, что-то отпустить, что-то простить, что-то принять, что-то отдать...

        Можно выяснить множество важнейших нюансов этого сущностного плана. Например, можно выяснить, насколько далеко или близко - в психологическом смысле - люди (или какие-то элементы бессознательного) находятся друг от друга. 

        Например, внешне это могут быть близкие родственники, живущие постоянно рядом (скажем, мать и малолетняя дочка), но внутренне, психологически они могут быть очень далеко друг от друга, буквально "за семь верст". 

        Когда мы это выясняем в процессе психопроекции, мы уже можем смотреть, чтО тут делать, как сблизить, выясняем, чтО мешает этому сближению, или идем дальше - в причину этого внутреннего отчуждения и отдаления.

        Далее, в такой работе мы можем выяснить кто к кому как повернут - именно на внутреннем, психологическом плане.

        Не случайно же в нашем языке существуют понятия "быть повернутым лицом", или "быть повернутым спиной". Так вот оказывается, - это совершенно не абстрактные метафоры! Это - реалии тонкоплановых процессов! 

        И получается, что наши славянские предки всё это прекрасно видели, знали и зашифровали это знание прямо в нашем языке
         И вот все это совершенно четко проявляется в психопроекции. 

        Скажем, если какой-то человек или какой-то элемент вашего бессознательного повернут к вам...эээ...извиняюсь, задним местом, то разумеется, никакой подлинной коммуникации между вами и быть не может, несмотря на то, что внешне это может быть ваш муж, жена, ребенок или ближайший родственник. 
         И, соответственно, бесполезно тратить силы на то, чтобы донести что-то до этого человека, "достучаться" до него, ибо он все равно не услышит вас ПО СУТИ. 
        Сначала надо разобраться на этом причинном, полевом уровне.

        Или это может быть какая-то часть души человека. Скажем, какая-то давняя детская травма привела к подавлению и вытеснению какой-то части психики, и эта вытесненная часть давно уже "живет своей жизнью", т.е. вся её энергия уходит непонятно куда, вместо того, чтобы участвовать в нашей реальной жизни.
        Поскольку травма, вытеснение произошли в глубоком детстве, то человек и не помнит, и не знает об этой подавленной части ничего. То есть он не может её осознать, не может её "найти" ибо он её и не ищет.
         А в процессе нашей совместной работы эта часть как раз-таки и может проявиться через меня, выйти в сферу нашего сознания и тогда мы можем как-то с ней работать, интегрировать...

         Или же это может быть какая-то часть тела, орган. Человек его лечит, лечит, а он как бы и не слышит заботы, не откликается. И тут нередко бывает так, что на самом-то деле это не орган, не откликается, а мы сами на полевом плане повернуты к нему...ммм...правильно...задом, а всё наше лечение - это по сути дела попытка "заткнуть ему рот", мол, на вот тебе таблетку, на вот тебе процедуру, на тебе крутого целителя, да замолчишь ли ты наконец...         

        Если выясняется такая "взаиморазвернутость" друг от друга, мы начинаем вникать в причины этого, искать пути и способы повернуть всех ко всем лицом, чтобы все всех УВИДЕЛИ (вспомните фильм "Аватар", когда они говорили друг другу "я тебя вижу" - так вот это ровно о том самом!)...
        
        Далее, точно таким же образом выясняется степень тепла/холода, симпатии/антипатии, честности/обмана, нужности/ненужности и множество других сущностных параметров, на которых "замешано" то или иное явление, тот или иной объект в нашей жизни - внутренней или внешней...

        Разумеется, вся эта работа тоже возможна только при хорошем включении правого полушария, при хорошем вхождении в пространство тела, хорошей настройке на дыхание...

        Нередко эта техника используется для интеграции того материала, который поднялся во время сеанса ребёфинга, но не успел полностью интегрироваться. И вот тогда, исследуя этот недоинтегрированный материал, включается механизм психопроекции и мы работаем в этой технике...

 

Спонтанное движение


        Эта техника в современной психологии известна (и популярна) под названием "танцевально-двигательная терапия". 
        Я ничего против этого названия не имею, но так уж исторически сложилось, что я познакомился с этой техникой и вполне успешно её практиковал за многие годы до того, как стало известно и "раскручено" понятие "танцевально-двигательной терапии".
        Не случайно же я восемь лет проработал в театре - там это был один из самых востребованных моих инструментов работы...

        Суть этой техники в том, что некоторые мышечные блоки проще и эффективнее снимать специально подобранными движениями (или относительно статичными позами).
        Любой внутренний блок ограничивает возможности выражения чувств, а движения тела связаны с выражением чувств напрямую.
        Человек с зажатыми, подавленными чувствами не может свободно и раскрепощенно двигаться, не может получать радость от движения тела, в теле полностью отсутствует мышечная радость - обязательный элемент подлинно счастливой и гармоничной человеческой жизни.
        И вот спонтанное движение позволяет высвобождать чувства через движения.

        Либо - через принятие каких-то положений тела, каких-то поз. 

        Либо же это взаиморасположение наших тел.
        Например, когда выясняется, что человек чувствует жуткий дискомфорт когда за его спиной есть какое-то пустое пространство, а не "надежная" стена. И в какой-то момент нашего исследования, я могу просто сесть за его спиной и предложить ему послушать себя, поработать с этим ощущением здесь, в "безопасном режиме".

        Нередко тут же включается техника психопроекции, и, сев за спиной человека, я сразу собственно и выясняю, чтО же там такое у него за спиной "сидит", порождая этот дискомфорт...

        А выяснив это, мы с этим уже можем работать непосредственно, без каких-то поисков и догадок...

        Бывает и так, что в процессе исследования каких-то паттернов, выясняется, что для человека является дискомфортным прямой взгляд "глаза-в-глаза". Тогда я прошу человека просто смотреть мне в глаза, и обнаруживается, что он не может это сделать, ибо сразу поднимается какая-то волна: страха, неуверенности, стыда, раздражения и т.д. 
        Тело на этой волне сразу выдает какую-то реакцию - отворачивание головы в сторону, опускание её вниз, поднятие вверх... Могут вдруг подняться плечи, словно человек ждет удара, могут зарожать руки, словно человек пытается удержать какие-то опоры, напрячься живот, человека может буквально начать "разворачивать", ему хочется отвернуться всем телом, сжаться в комок и т.д. 

        И со всеми этими реакциями мы не спеша, спокойно, мягко, бережно, работаем, выявляя их психоэнергетическое содержание...

Интегративный массаж 
 

        Подробная, глубокая, радикальная проработка физических структурных блоков: мышечных, фасциевых, связочных, суставных.
        С технической точки зрения все приемы этого массажа из моего базового холистического массажа, а так же - из висцерального массажа. Просто "психологический элемент" здесь идет во главе процесса, а всё остальное подстраивается под этот "психологический элемент". 
        В холистическом или висцеральном массаже моей задачей является уложиться в определенный срок так, чтобы промассировать то, что должно быть промассировано. Поэтому на проработку каждой части тела я отвожу какое-то определенное время. И, даже если я вижу, что по идее в какой-то части тела надо бы еще поглубже и подольше поработать, я вынужден это оставить и переходить дальше. В интегративном массаже мы работаем с каждой частью тела столько, сколько надо, в зависимости от того психосоматического материала, который тут поднимается. То есть тут мы не заботимся о том, чтобы успеть охватить массажем именно всё тело.

        Интегративный массаж поначалу бывает довольно болезненен, хоть я, разумеется, всегда стараюсь максимально дозированно и бережно работать. Поэтому такой массаж мы включаем в работу далеко не сразу, не на первых сессиях, а только тогда, когда у клиента уже сформировался хороший навык внутренней интегративной работы по линии всех техник, описанных выше.
        Как бы это ни показалось невероятным, но в процессе этого массажа порой возникает такая "изменёнка", что работают ВСЕ вышеперечисленные техники, даже психопроекция!

        Если навык работы во всех этих техниках уже есть, то через глубокий массаж физических зажимов, напряжений, болевых точек можно выходить на глубочайшие пласты бессознательного, память о которых тело хранит в виде этоих зажимов и болевых точек.

        По сути дела, интегративный массаж - это мощнейшая катарсическая техника, а так же замечательная техника высвобождения энергии.


         Этнопсихология 
 

        Обучение шаманским техникам я проходил под руководством руководителя кафедры этнопсихологии МГПИ Игоря Любитова (в шаманских кругах известного под именем Эрлин:)). 
        Соответственно, я, как и он сам, имею шаманскую инициацию по линии американского шамана и антрополога Майкла Харнера.

        Шаманских техник, которые я использую в своей практике - множество. Все их описывать не имеет смысла, поскольку многие из них возникают буквально под какую-то конкретную работу и потом редко где используются. А скажу здесь только о наиболее часто используемых.

        Во-первых, это стандартная базовая шаманская техника - "шаманское путешествие". 

        Здесь я рассказываю человеку "протокол" вхождения в шаманские миры - "нижний" мир, "верхний" мир и помогаю ему войти туда с определенными целями и задачами - соответствующими той проблеме, которую мы сейчас решаем. 

        В процессе этих путешествий, человек во-первых, обретает "свое место" или "место силы" в шаманском пространстве - место, в которое он всегда потом сможет возвращаться, когда ему будет необходима внутренняя поддержка, дополнительный ресурс. 
         Во-вторых, человек обретает "животное силы" - одно или несколько, которые в последствии тоже будут ему помогать как в решении жизненных проблем, так и в процессе его саморазвития. 

        Далее, задействовав "место силы" и "животное силы" мы получаем какую-то специфическую информацию, касаемую способов решения тех жизненных задач, которые перед человеком стоят. 

        Шаманское пространство - это реально работающий мощный ресурс нашего подсознания. И не пользуемся мы им в нашей европейской культуре только по причине того самого "левополушарного засилья", в котором потерялась вся европейская культура.

        Вторая шаманская техника, которую я часто использую в работе, шире всего известна под названием "возвращение души". 

        Наиболее подробно с точки зрения этнопсихологии, эта техника описана в книге Сандры Ингерман с одноименным названием "Возвращение души". Это довольно интересная книга сама по себе - скачать её можно тут.

        В чем принцип этой техники?

        Согласно шаманской картине мира, душа человека не являетсяё чем-то цельно-монолитным, как это выглядит, скажем, в христианской метафизике, и потому может быть расщеплена, фрагментирована какими-то травматичными ситуациями.

        В христианской метафизике, душу можно потерять в результате некоего добровольного отказа от неё, скажем - "продажи". Или она может быть порабощена какими-то силами. Но во всех случаях мы тут имеем дело с душой, как неким цельным паттерном.

        Шаманская метафизика в плане трактовки природы души гораздо ближе (как это ни удивительно на первый взгляд), современной психоаналитической картине мира.

        Точно так же, как в современной психоаналитике есть понятие "вытеснения", в шаманской картине есть понятие потери "частички души".

        Согласно психоаналитической трактовке, в момент травмирующего события, психика расщепляется и сверх-тяжелые переживания вытесняются в подсознание. В результате чего у человека как бы не остается памяти чувств об этом событии, а только лишь память ума.
        Но при этом, разумеется, вытесненный материал, являющийся неотъемлемой частью психики, выводится из сферы нормальной жизни, выводится из сферы "пользования", то есть мы этой частью психики уже пользоваться не можем, становясь как бы ущербными в плане полноты чувств, полноты ощущения жизни...

        Так вот точно так же в шаманской картине мира, травмирующее событие приводит к расщеплению души и "отрыванию", "откалыванию" частички души и уход её в некую специфическую область "нижнего мира", где эта частичка впоследствии и пребывает.

        Вот как описываются в шаманизме признаки потери частички души (по книге С.Ингерман "Возвращение души"):

        "...Умирает любимый супруг, ребенок или друг, и оставшийся в живых на какое-то время «теряет силы». Появляется ощущение, будто свет исчез из жизни, человек живет словно лунатик. 
        Или, придя в себя после сложной хирургической операции, мы ничего не чувствуем, как будто никак не можем отойти от анестезии. 

         Клиент, попавший в серьезную автомобильную аварию, рассказывал мне, что долгое время после всех операций ощущал себя «вне пространства».

        Человек, вовлеченный в негармоничные, или даже оскорбительные интимные отношения, возможно, и сознает, что заперт в губительной западне, но чувствует себя слишком слабым и бессильным для того, чтобы уйти от этих отношений, прервать их. Либо при разрыве отношений у него возникает ощущение, как будто что-то, принадлежавшее ему, осталось у партнера. Одна моя ученица после семинара призналась, что с тех пор, как она порвала со своим другом, она чувствует себя так, как будто «частица ее еще с ним».

        Частичка души, и очень немалая, может покинуть ребенка, если он чувствует себя нелюбимым или покинутым своими родителями. У одного из моих клиентов утрата души последовала из-за постоянных окриков родителей, а так же из-за постоянных скандалов родителей между собой, на его, ребенка, глазах.

        Частичка души может потеряться из-за резкой физической боли (например, с одним моим клиентом это слуилось в результате падения с велосипеда в детстве). 

         Частичка души может покинуть тело, когда человек переживает физическое или сексуальное насилие. В каждом из таких случаев травмированный человек в буквальном смысле «спасается бегством», чтобы выжить в этом тяжком испытании. 

        Часто признаком утраты души может служить болезненность в детстве, а также серьезное или хроническое заболевание.

         Многим при получении какого-нибудь удара приходилось испытывать ощущение, будто какая-то их часть на время отрывается от осознанной реальности. Обычно для описания такого состояния употребляется слово шок. Это нормальная реакция, и сама по себе она не вызывает особого беспокойства. Но часто по причинам, которые мы не до конца понимаем, отделившаяся часть нашей сущности оказывается 
не в состоянии вернуться.

        И что же получается в результате? «Я здесь не весь, — рассказывал один из моих клиентов, — часть меня наблюдает все с помощью разума, но я отделен от эмоций». 

         Люди, испытавшие, что такое утрата души, нередко говорят об ощущении некой фрагментированности или нехватки важной части себя. Это характерно для людей, страдающих диссоциацией (в клинической психиатрии под диссоциацией понимается отделение целых сегментов личности от основного блока сознания, в результате чего возникают чувства отчужденности и деперсонализации.)

        Еще один признак утраты части души — провалы памяти. Я часто работала с мужчинами и женщинами, не имевшими воспоминаний о событиях, произошедших, когда им было от семи до девяти, либо от двенадцати до четырнадцати лет. 

         Или же человек может восстановить в памяти факт получения травмы, но не может припомнить сопутствующие детали. Однажды я работала с мужчиной, перенесшим перелом руки, но он не помнил ощущения какой-либо боли в момент происшествия. А ведь сломанная рука болит. Очень болит! С точки зрения шамана, та часть моего клиента, которая была не в состоянии выдержать боль, попросту покинула его. 
        Я работала с женщиной, которая знала, что стала жертвой инцеста, но весьма смутно припоминала подробности, включая и сам акт. Она годами посещала психоаналитика, пытаясь вернуть воспоминания, но часть ее, хранящая эти воспоминания, ушла, и таким образом нужная информация была ей недоступна.

        Другим симптомом утраты души является хроническая депрессия. Случается, что фрагментированность человеческой сущности не дает возможности создать путь к радости.
       
 За разводом или смертью обычно следует период, наполненный горем. Через некоторое время жизнь восстанавливает некое сходство с нормальной. Если человек не может преодолеть эмоциональную травму, нанесенную разлукой, то возможно, это утрачен кусочек человеческого «Я», души человека... 

        Физическое нездоровье также может свидетельствовать об утрате души. Иногда мы заболеваем потому, что отдали свою силу. Вселенная не терпит пустоты: если в нас недостает какой-то части, болезнь может заполнить ее место. 
         Крайний случай утраты души —кома.

        Так или иначе, большинство из нас в той или иной степени испытывают утрату души. Одни люди глубже травмированы жизнью, они могут казаться вообще «безжизненными». К другим жизнь была добрее, и, возможно, у них не было необходимости защищать себя так сильно.
        Однако независимо от тяжести травмы, большинство знакомых мне людей очень хотели бы полнее ощущать свою энергию и связь с жизнью. Возвращение души необходимо каждому, кто хочет углубить связь со своим внутренним миром, с любимыми, с землей..."

         Как видно из этого фрагмента книги, шаманская картина очень близка современной психологии.

         С технической точки зрения, сам процесс поиска и возвращения потерянной частички души - это чисто шаманский ритуал, и описывать его здесь я не буду. В общем и целом он соответствует тем схемам, что описаны в книге Ингерман и подробнее, чем там, я тут, в web-формате, описать не смогу. 

        Отмечу только, что у каждого шаманского практика есть свои индивидуальные наработки, которые обусловлены его личными особенностями, поэтому мои методики работы в шаманском пространстве иногда отличаются от тех, что описаны в книге Ингерманн.
        Скажем, далеко не всегда я использую все классические шаманские атрибуты, в том числе и бубен. Внешне эта работа может выглядеть совершенно так же, как и любой другой психологический процесс, хотя по содержанию это будет именно работа по возвращению души. 
        Очень часто процесс возвращения какой-то частички души происходит во время интегративного массажа.
        Скажем, мы наткнулись на какую-то чрезвычайно болезненную точку в спине, ноге, руке и т.д. Я её массирую, и мы оба вживаемся в те эмоциональные волны, которые тут возникают.
        В какой-то момент я чувствую, что возникает работа в шаманском пространстве, я чувствую включение в дело моих "животных силы" и тогда, прямо параллельно массажным движением, я иду за той "частичкой души", которая когда-то из этого места была "выбита" какой-то травмой...
        И никаких тут у меня нет бубнов, колотушек, трещоток и т.д. - никаких положенных атрибутов шамана. Но шаманский процесс при этом происходит во всей полноте...

Рэйки

        Эта мягкая техника биоэнергетической коррекции в интегративной работе я использую прежде всего в фоновом режиме - параллельно всем остальным вышеописанным техникам.
        Кроме того эта техника прекрасно подходит для фазы глубокой интеграции - в завершающей фазу процесса, когда мы уже всё отреботали и клиент уже где-то даже подустал:)
        Тогда я делаю рэйки, а человек может полностью уйти в себя, расслабиться, отключиться.
        Более подробно о технике рэйки рассказано на соответствующей страничке сайта.

        

* * *

Дозированная гипоксия

        Термин "гипоксия" означает "уменьшение кислорода" или "снижение содержания кислорода", и чаще всего употребляется в связи с дыханием.
        Здесь же имеется в виду дозированная гипоксия коры головного мозга.

        Техника такова: путем точного надавливания в определенных точках на шее, на несколько секунд происходит существенное снижение кровоснабжения коры головного мозга, в результате чего происходит повышение концентрации углекислого газа в коре.
        Когда же через несколько секунд надавливание прекращается и в кору устремляется обычный поток крови, то кислород из этой крови усваивается на порядок лучше, чем обычно. И это мощное насыщение кислородом включает даже те отделы мозга, которые в обычном состоянии слабо задействованы, латентны - в том числе и те отделы, которые связаны с саморегуляцией мозга и всего организма.
        Техника дозированной гипоксии известна издревле в самых разных культурах, но только в ХХ в. стал ясен механизм её действия.
        Оказывается, углекислый газ при резком повышении его концентрации, является мощнейшим стимулятором усвоения кислорода. Ученые вывели даже такую формулу - "гемоглобин идет туда, где больше всего углекислого газа". И эта формула сейчас уже совершенно обычна и известна с первых курсов мединститута.
        Следовательно, если нам удается осуществить кратковременное повышение концентрации углекислого газа в коре головного мозга, то гемоглобин (переносчик кислорода в тканях организма) скачкообразно устремляется туда, существенно повышая насыщение коры кислородом, что и запускает возможность глубинной саморегуляции тела.

        Если мышцы шеи у человека сами по себе не сильно напряжены, более-менее расслаблены, то при выполнении надавливания, на несколько секунд возможно даже полное отключение коры - отключение сознания. В этом случае происходит еще более мощная саморегуляция организма. 

        Если получается достичь такой "отключки", которая длится буквально несколько секунд (в районе 5-15 сек), то эффект от данной техники получается максимальным. 
        Поскольку процессы в мозгу в принципе идут на очень больших скоростях - миллисекунды - то нескольких секунд вполне хватает, чтобы мозг "перезагрузился" и сбросил напряжение, которое копилось порой многими годами.

        Эта техника аналогична кнопке "ресет" на компьютере, которую мы используем тогда, когда уже чисто программные "уговоры" не работают. Кнопка же "ресет" гарантированно приведет компьютер к восстановлению работоспособности через перезагрузку.

        В каких случаях нужна такая перезагрузка?

        Когда решаемая проблема уже очень сильно "проросла" в психику и тело.
        То есть, когда существует уже устойчивая и самоподдерживающаяся нейронная сеть в соответствующем участке коры головного мозга.
        Эти искусственные нейронные сети постоянно поддерживают себя путем воспроизводства своей схемы -постоянного перезаписывания - подобно тому, как это происходит в компьютерных программах.
        И вот если эта сеть уже много лет самовоспроизводится, то одними вербальными или даже дыхательными техниками "сдвинуть" её бывает трудно.

        Техника дозированной гипоксии как раз-таки и позволяет на несколько секунд прервать этот процесс самовоспроизводства данной сети, и таким образом существенно её ослабить.

        Замечательной особенностью действия дозированной гипоксии является то, что ослабляются и стираются только искусственные нейроные сети. А естественные - ни в малейшей степени не повреждаются. Поэтому никакой нормальный навык, никакое нормальное естественное свойство мозга (память, мышление и т.д.) ни коим образом не ослабляются, а вот неестественные паттерны - пристрастия, привычки, фобии, зависимости - ослабляются.
        
         Есть такой биологический факт - никакой организм сам себе не враг
         Применительно к человеку можно сказать, что ум человеческий может быть врагом и себе, и телу, и всему миру (вплоть до суицидальной активности), а вот тело ни по отношению к самому себе, ни по отношению к окружающему миру врагом быть не может, ибо тело - часть этого мира.
        Дозированная гипоксия - это ни что иное, как предоставление возможности САМОМУ ТЕЛУ произвести те регуляторные действия, которые в обычном состоянии ему не дает сделать ум.
        И потому ничего действительно нужного и действителньо полезного во время гипоксии из мозга не исчезнет, не сотрется. Исчезнут только ненужные и вредные вещи, подобно тому, как исчезают компьютерные вирусы при сканировании компа программой-анитивирусом. Как известно, все нужные приложения от программы-антивируса не страдают.


        При соблюдении всех необходимых условий техника абосолютно безопасна. Кроме вышеописанного, она вообще очень полезна для здоровья: значительно улучшает кровоснабжения мозга, прекрасно снимает нервное напряжение, эффективно выравнивает потенциал полушарий.

        Как показывает практика, данная техника хороша именно как часть более широкой работы. Как отдельная техника ДГ работает неоднозначно. В комплексе же с массажем и телесно-ориентированной психотерапией работает прекрасно. Дозированная гипоксия эффективна для снятия различных фобий, избавления от подсознательных страхов. Кроме того, она помогает при работе с различными нервными тиками. 

        Этой уникальной технике я обучился у профессора Огулова. Более подробно о ней можно услышать от него самого (а так же увидеть как эта техника выглядит вживую)

Дозированная гипоксия. Семинар проф.Огулова. 2005г.

Дозированная гипоксия. Семинар проф.Огулова. 2011г.

        А вот видеосюжет, где я выполняю дозированную гипоксию в контексте интегративной сессии, т.е. со всей "периферией" - постановка задачи перед гипоксией, полноценная гипоксия и медленный, постепенный выход с глубоким проживанием того многомерного и глубокого состояния, которое возникает после этой замечателньой процедуры.

Дозированная гипоксия в интегративной практике 


        И далее, вот запись с одного из моих обучающих занятий, где я рассказываю ученикам о дозированной гипоксии в сочетании с аффирмативной работой. 

        Работа с аффирмациями (утверждающими фразами) во время дозированной гипоксии основана на феномене непрерывности сознания, который также известен издревле, а в текущем XXI в. наконец начал получать и научное признание.
        Феномен непрерывности сознания в частности заключается в том, что наше тело продолжает воспринимать всё окружающее даже при полной отключке ума.
        Таким образом, при "отключке" во время дозированной гипоксии, человек всё слышит, только слышит на более глубоком уровне восприятия. А значит все проговариваемые ему фразы, он вполне воспринимает и запоминает.


        Образно говоря, это похоже на кидание зерна в землю.
        Мы кидаем в землю зерно, и после этого оно уже само прорастет без нашего участия, просто за счет тех естественных объективных свойств, которые заложены в самом зерне.
        Аффирмация в данном случае - это именно такое зерно, которое мы кидаем в почву своего подсознания.

                
Дозированная гипоксия. Работа с аффирмациями. 2012г.


* * *

        Таков набор основных техник, которые мы используем в интегративной работе.

        Нередко у нас возникают совершенно уникальные сочетания и переплетения различных техник. Такие сочетания заранее никогда невозможно предсказать, спрогнозировать, искусственно рассчитать. Тут всё определяется во-первых, теми задачами, которые мы решаем, а во-вторых, индивидуальными особенностями нас - участников этого процесса...

        Результатом интегративной работы является, собственно, бОльшая интеграция - целостность нас, как человеческих существ: бОльшая полнота жизни, более полное, глубокое понимание и чувствования самого себя, своего тела, понимание глубинного смысла своих внешних обстоятельств и тех событий в которые мы в данное время вовлечены. 

        Кроме того, мы более полно начинаем понимать пути своего саморазвития и самосовершенствования, что наполняет жизнь глубинным смыслом.


* * *

Интегративная работа в группе
 

        Интегративная работа возможна и в группе.
        Моё отношение к групповой работе я более-менее подробно описал на страничке по групповому ребёфингу - вот здесь, поэтому повторяться тут не буду.
        Всё, что там сказано, на все сто процентов относится и к интегративной группе.
        У групповой работы (разумеется в том "правильном формате", о котором я говорю на вышеприведенной страничке) есть свои преимущества, но основная тут проблема обычно - это просто совпасть по времени.

        Скажем, если есть необходимость такой работы, то я звоню или пишу тем своим "продвинутым" клиентам, кто хорошо уже владеет навыками интегративной работы, и выясняю, могут ли они прийти ко мне тогда-то и тогда-то.

        Если какое-то количество человек набирается, то мы встречаемся и работаем в группе.

        "Инструментарий" этой работы - точно такой же, как и в индивидуальной сессии.